Оплата труда

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Минской области за январь-август 2019 г. составила 1074,7 руб. и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2018 г. на 14,8 %, в том числе за август 2019 г. – 1165,1 руб., темп роста к соответствующему периоду 2018 года – 113,7 %.

Реальная заработная плата работников области за январь-август  2019 г. по сравнению с соответствующим периодом 2018 г. выросла на 8,4 %.

В организациях бюджетной сферы среднемесячная заработная плата в августе 2019 г. сложилась на уровне 791,0 руб., или 114,3 % к августу прошлого года, в январе-августе 2019 г. – 779,8 руб. или 114,4 % к соответствующему периоду прошлого года.

В отраслевом разрезе среднемесячная заработная плата за январь-август 2019 г. составила в промышленности 1367,4 руб., рост к соответствующему периоду 2018 г. – 115,5 %; в строительных организациях – 1279,7 руб. (рост – 121,2 %); в организациях транспорта – 1057,7 руб. (рост – 109,3 %); сельского хозяйства – 814,5 руб. (рост – 112,6 %); в учреждениях здравоохранения – 849,9 руб. (рост – 115,7 %); в учреждениях образования – 693,4 руб. (рост – 117,6 %).

Наибольший уровень среднемесячной заработной платы в январе-августе 2019 г. сложился в Солигорском, Минском районах и г. Жодино, где размер ее составляет от 1212,5 руб. в г.Жодино и до 1662,0 руб. в Солигорском районе, наименьший – в Березинском (773,6 руб.) и Вилейском (783,3 руб.) районах.

 Минимальная заработная плата — государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Размер минимальной заработной платы в качестве низшей границы оплаты труда работников является обязательным для всех нанимателей, с которыми работники состоят в трудовых отношениях, основанных на трудовом договоре (контракте), и не применяется в отношении лиц, с которыми заключены иные договоры.
Таким образом, минимальная заработная плата применяется как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда в организациях всех организационно-правовых форм, в том числе в общественных объединениях, товариществах собственников, гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах.

Месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции.

Минимальная заработная плата, с 1 января 2019 года установлена в размере 330 рублей (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.12.2018 г. № 870).
С 1 января 2020 года минимальная заработная плата будет составлять 375 рублей (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2019 № 582).

О порядке определения размера до минимальной заработной платы 

Письмом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.05.2011 г. № 03-03-14/2251п «О порядке определения размера доплаты до минимальной заработной платы» определен порядок определения доплаты до уровня минимальной заработной платы (месячной и часовой) (далее — МЗП), а также перечень выплат, которые не учитываются в составе начисленной заработной платы работников при ее исчислении. Заработная плата, начисленная работнику за работу в нормальных условиях, отработавшему норму продолжительности рабочего времени и выполнившему установленную ему норму труда, не может быть ниже соответствующего размера МЗП.

Месячная МЗП применяется в отношении работников, оплата труда (начисление заработной платы) которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов).

Часовая МЗП применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовой тарифной ставки (оклада), а также работающих в режиме неполного рабочего времени, по совместительству или не отработавших по уважительным причинам (болезнь, отпуск, выполнение государственных, общественных и воинских обязанностей и т.д.) установленную нанимателем норму продолжительности рабочего времени. В отношении работников, работающих в режиме суммированного учета рабочего времени, исходя из установленного нанимателем порядка начисления им заработной платы, применяется месячная или часовая МЗП. Определение размера доплаты до МЗП работникам, которым заработная плата начисляется на основе часовых тарифных ставок (окладов), производится путем сравнения суммы начисленной работнику заработной платы за фактически отработанное в расчетном периоде рабочее время с размером МЗП, рассчитанной исходя из часовой МЗП, установленной в соответствии с законодательством, и фактически отработанного рабочего времени.

В данном случае фактически отработанное рабочее время — это отработанное работником время согласно табелю использования рабочего времени (иного документа) без учета времени:

— работы в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, которые отработаны сверх установленной нанимателем нормы продолжительности рабочего времени;

— в течение которого нанимателем не обеспечены нормальные условия труда для выполнения норм труда, в том числе время, в течение которого не выполнены нормы выработки, допущен брак, простой не по вине работника (статья 89 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Если размер начисленной работнику заработной платы окажется ниже размера МЗП, действующего в период, за который производится начисление заработной платы, то наниматель обязан произвести доплату до ее соответствующего размера. При этом доплата до МЗП производится нанимателем ежемесячно.

Доплата до МЗП не производится, если в расчетном периоде работник не выполнил установленные нанимателем месячные или часовые нормы труда, в том числе без уважительной причины не отработал установленную норму рабочего времени (прогул, брак по вине работника и т.д.).
Все выплаты (надбавки, премии, вознаграждения по результатам работы за год, доплаты и др.) в составе начисленной работнику заработной платы, применяемой для определения размера доплаты до МЗП, включаются в полном объеме в заработок того месяца, на который они приходятся согласно лицевому счету работника.

В составе начисленной работнику заработной платы за расчетный период, применяемой для определения размера доплаты до МЗП, не учитываются следующие выплаты:

  1. Доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
  2. Заработная плата, начисленная при невыполнении норм выработки, браке и простое не по вине работника; за работу в день проведения республиканского субботника.
  3. Выплаты, не связанные с оплатой труда работников за выполненную работу (материальная помощь, вознаграждение, пособие, стоимость подарков и т.д.), предусмотренные законодательством, локальными нормативными правовыми актами, в том числе:

3.1. к отпуску, юбилейным датам, праздникам, торжественным событиям, на оздоровление, лечение, отдых, при выходе на пенсию;

3.2. по итогам соревнований, смотров-конкурсов, в том числе связанным с производственной деятельностью, за обеспечение подготовки и проведения фестивалей-ярмарок;

3.3. при рождении ребенка, по уходу за ребенком, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка, инвалидам, многодетным семьям;

3.4. работникам, имеющим детей-инвалидов, находящимся в отпуске по беременности и родам;

3.5. денежная помощь, ежемесячные доплаты к заработной плате молодым специалистам с высшим или средним специальным образованием.

4.Выплаты компенсирующего характера, включая выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, в    том числе:

4.1. оплата за работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, которые отработаны сверх установленной нанимателем нормы продолжительности рабочего времени;

4.2. надбавки и доплаты, установленные за работу в особых условиях труда (на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на территориях радиоактивного загрязнения, подземных работах и т.д.);

4.3. доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы, за разделение рабочего дня на части;

4.4. надбавки (компенсация) за подвижной и разъездной характер работ, производство работ вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие), выплачиваемые работникам в соответствии с законодательством;

4.5. за неиспользованный отпуск, на питание, и в том числе предоставляемое бесплатно, на проезд, приобретение методической литературы, предметных журналов и периодических изданий, в связи с переездом на работу в другую местность, по найму жилья.

  1. Оплата за неотработанное время, в течение которого законодательством, локальными нормативными правовыми актами предусмотрено сохранение среднего заработка, в том числе за:

5.1. время трудовых и социальных отпусков, свободных от работы дней;

5.2. время выполнения государственных, общественных, воинских обязанностей;

5.3. время нахождения на обследовании или осмотре в медицинских учреждениях, повышении квалификации, стажировке, переподготовке и профессиональной подготовке, сельскохозяйственных и других работах.

  1. Все выплаты и расходы, не отражаемые в составе фонда заработной платы, при заполнении форм государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, в том числе:

6.1. выходное пособие (компенсация), выплачиваемое в случаях прекращения трудового договора (контракта);

6.2. пособия и другие выплаты за счет средств государственного социального страхования; страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

6.3. командировочные расходы в пределах и сверх норм, установленных законодательством;

6.4. стоимость выданной форменной одежды, обмундирования, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания или возмещение затрат работникам на приобретение и содержание форменной одежды, обмундирования, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной зашиты;

6.5. возмещение вреда, определяемое судом;

6.6. авторские вознаграждения, выплачиваемые по договорам на создание и использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения авторам открытий, изобретений, промышленных образцов и т.п.;

6.7. оплата абонементов в группы здоровья, занятий в секциях, клубах, услуг связи, культурно-зрелищные и спортивные мероприятия, подписки на газеты и журналы для личного пользования, возмещение платы родителей за содержание детей в учреждениях дошкольного образования;

6.8. в связи со смертью близких родственников, стихийным бедствием, пожаром, увечьем, тяжелой болезнью и другими семейными обстоятельствами;

6.9. предоставленные субсидии на строительство (реконструкцию жилых помещений), приобретение жилья, обзаведение домашним хозяйством;

6.10. доходы от участия работников в собственности организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям, акциям и т.д.);

6.11. в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей (затрат за использование принадлежащих работникам транспортных средств, оборудования, инструментов и другого имущества для нужд организации);

6.12. страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу работников.

Индексация заработной платы и других доходов населения с учетом инфляции 

Индексация заработной платы и других доходов населения – это корректировка с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.

В республике предусмотрены 2 вида индексации доходов населения:

— ежемесячная индексация доходов, начисляемых за счет бюджетных источников (пособий, стипендий, заработной платы, денежного довольствия);

— индексация доходов (заработной платы, пенсий, стипендий и пособий) в случае несвоевременной их выплаты.

В состав доходов для осуществления второго вида индексации включаются суммы индексации первого вида.

Порядок осуществления, указанных видов индексации доходов населения регламентируется Инструкцией о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 57.

Доходы населения индексируются за счет источников, из которых производятся соответствующие выплаты, подлежащие индексации.

Индексация доходов в случае несвоевременной их выплаты

Индексация несвоевременно выплаченных доходов предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 30 августа 1996 г. № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий». Она обязательна для всех нанимателей – юридических лиц.

Индексация направлена на компенсацию инфляционных потерь, возникающих с момента задержки до момента фактической выплаты, и производится при задержке выплаты на один календарный месяц и более по сравнению со сроком, установленным законодательством, локальным нормативным правовым актом нанимателя, трудовым договором (контрактом) с работником. Не индексируются суммы, своевременно не востребованные получателем.

Индексации подлежит вся сумма несвоевременно выплаченных доходов за каждый месяц в отдельности путем их корректировки на индекс потребительских цен, рассчитанный нарастающим итогом за период задержки.

Индексация выплачивается за счет тех источников, за счет которых выплачивается индексируемый доход.

Оплата труда работникам бюджетных организаций

Главой государства подписан Указ от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», которым определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций.

В соответствии с Указом с 1 января 2020 года:

  1. Вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь вводится 18-разрядная тарифная сетка для определения размеров оплаты труда работников бюджетных организаций (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2019 г. № 138).

В 18-разрядной тарифной сетке с распределением категорий работников по профессионально-квалификационным группам и диапазонам тарифных разрядов определена равномерная межразрядная дифференциациия тарифных коэффициентов в среднем не менее 6 процентов.

  1. Изменяется величина, используемая при исчислении окладов работников бюджетных организаций. Вместо тарифной ставки первого разряда вводится базовая ставка, размер которой будет утверждаться с 1 января календарного года (постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2019 г. № 138 утверждена базовая ставка в размере 180 рублей).
  2. Упрощается структура заработной платы работников бюджетных организаций.

Заработная плата работников бюджетных организаций будет состоять из:

оклада;

стимулирующих (надбавки, премии) выплат;

компенсирующих (доплаты) выплат.

Размер указанных выплат будет определяться от оклада или от базовой ставки.

Различного вида коэффициенты и повышения из состава заработной платы будут исключены. Количество надбавок и доплат будет максимально сокращено.

При этом в централизованном порядке работникам будут устанавливаться следующие выплаты:

  • надбавка за стаж работы в бюджетных организациях в следующих размерах от базовой ставки при стаже работы:

до 5 лет – 10 процентов;

от 5 до 10 лет – 15 процентов;

от 10 до 15 лет – 20 процентов;

от 15 лет и выше – 30 процентов.

  • премия, на выплату которой будут направляться средства, предусматриваемые в бюджете, в размере 5 процентов от суммы окладов работников;
  • единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада работника (если иной размер не установлен законодательными актами или Правительством);
  • материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями, на выплату которой будут направляться средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников.

При этом конкретные размеры, а также порядок и условия выплаты премий, единовременной выплаты на оздоровление и материальной помощи будут определяться положениями, утверждаемыми руководителями бюджетных организаций;

  • надбавки и доплаты, предусмотренные законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (например, надбавка за работу на условиях контрактной формы найма, доплаты ученую степень и ученое звание, за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные, выходные дни, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и др.).

При этом надбавка за работу на условиях контрактной формы найма для работников бюджетных организаций будет устанавливаться в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29, в который внесены соответствующие изменения, а размеры и порядок осуществления других надбавок и доплат – Указами Главы государства, постановлениями Правительства и Министерства труда и социальной защиты.

  1. Расширяются права руководителей государственных органов и бюджетных организаций по установлению надбавок и доплат работникам.

Указанные выплаты будут устанавливаться дополнительно к централизованным выплатам с учетом отраслевой специфики и результатов труда в пределах средств, выделенных из бюджета на оплату труда работников, а также средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных источников, не запрещенных законодательством.

Таким образом, с учетом вышеизложенной информации Указом четко разграничиваются полномочия Правительства, государственных органов и бюджетных организаций в области оплаты труда.

При этом Указом определено, что при введении новой системы оплаты труда с 1 января 2020 года не допускается снижение размеров начисленной заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций, действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.

Изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Закон «Об изменении законов», которым вносятся изменения в Трудовой кодекс.

Принятие Закона направлено на создание условий для эффективной и гибкой занятости граждан и расширение социально-трудовых гарантий работников.

Документом предусмотрено регулирование порядка временного перевода с согласия работника на другую работу, в том числе к другому нанимателю. Размер выходного пособия увеличен до одной среднемесячной заработной платы, если увольнение работника произошло по причине установления неполного рабочего времени (менее половины нормы). Установлен месячный срок предупреждения работника об изменении существенных условий труда. Предоставлена возможность работать по совместительству полный рабочий день или смену в период трудового отпуска.

Новацией Закона является включение в Трудовой кодекс новой главы, которая регулирует отношения работника и нанимателя при выполнении дистанционной работы.

Применение этой формы трудовых отношений стало возможным благодаря развитию информационных технологий. Дистанционная работа удобна для обеих сторон трудовых отношений. Нанимателю не нужно оборудовать рабочее место, а сотрудник может выполнять работу в любом месте, где ему удобно.

Закрепляются дополнительные социально-трудовые гарантии. Это, например, предоставление отцам по их желанию отпуска (до 14 календарных дней) при рождении в семье ребенка.

С целью обеспечения трудовых прав работников закон предусматривает, что по соглашению сторон 5-летний контракт с работником, не допускающим нарушений дисциплины, будет продлеваться до истечения максимального срока его действия. А новый контракт с таким работником будет заключаться на срок не менее трех лет. На меньшие сроки контракты будут продлеваться и заключаться новые только с письменного согласия работника.

Кроме того, в Трудовом кодексе закреплены нормы, предусматривающие‚ что материальная ответственность будет наступать одинаково и для тех, кто работает по контракту, и для тех, кто по трудовому договору, только за умышленное причинение имущественного вреда.

Изменения вступают в силу с 28 января 2020 года.

Применение в коммерческих организациях гибких систем оплаты труда

Ранее, основой для разработки системы оплаты труда работников в бюджетных и коммерческих организациях, в том числе индивидуальных предпринимателей, являлась Едина тарифная сетка Республики Беларусь (далее – ЕТС).

Необходимость исключения излишнего регулирования рынка труда определена положениями Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

В целях реализации ее положений принят Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 года № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда», главной новацией которого является придание рекомендательного характера применению ЕТС.

В соответствии с нормами Указа № 181 субъектам предпринимательской деятельности с 1 июня 2011 года предоставлено право самостоятельно принимать решение о выборе любой системы оплаты труда работников, как с применением ЕТС, так и без ее применения.

Необходимые действующие нормативные правовые акты, при введении гибких систем оплаты труда

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК РБ).

Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений и укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»

Государственное регулирование в сфере оплаты труда в настоящее время заключается в утверждении нормативных правовых актов рекомендательного характера, обеспечивающих методологическую основу для применения в организациях гибких систем оплаты труда.

 Методологическая основа для применения в организациях гибких систем оплаты труда

Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях (постановление Министерства труда и соцзащиты от 21 октября 2011 г. № 104).

Рекомендации по созданию системы материального и морального стимулирования за выпуск продукции, пользующейся спросом на внешних рынках (постановление Министерства труда и социальной защиты от 28 февраля 2012 г. № 30).

Рекомендации о моральном и материальном стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов (постановление Министерства труда и социальной защиты и Госстандарта от 22 февраля 2012 г. № 27/13) и другие.

Таким образом, в настоящее время законодательством для субъектов предпринимательской деятельности в области оплаты труда сняты практически все ограничения, предоставлены широкие возможности в применении различных систем оплаты труда, в  том числе и с использованием зарубежного опыта.

По результатам мониторинга за 1 полугодие 2019 года в 2 159 организациях области применяются гибкие системы оплаты труда, в том числе в 711 организациях применяются тарифные сетки, разработанные и утвержденные локальными правовыми актами,
в 467 – оплата труда на основе комиссионной системы, в 270 – установлены работникам «плавающие оклады», в 6 – на основе грейдов и в 675 организациях применяются иные системы оплаты труда.


Thanks: Lifestar