Оплата труда

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Минской области за январь–октябрь 2017 года составила 801,9 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2016 года на 111,8 %, в том числе за октябрь 2017 года – 845,9 рубля, темп роста к соответствующему периоду 2016 года – 116,0 %.

Реальная заработная плата работников области за январь–октябрь 2017 года по сравнению с соответствующим периодом 2016 года  выросла на 5,2 %.

В организациях бюджетной сферы среднемесячная заработная плата в октябре 2017 года сложилась на уровне 607,1 рубля, или 114,5% к октябрю прошлого года, в январе–октябре 2017 года – 573,4  рубля или 108,2 % к соответствующему периоду прошлого года.

На промышленных предприятиях средняя заработная плата в январе–октябре 2017 года составила 1016,3 рубля, рост к соответствующему периоду 2016 года – 114,5 %; в строительных организациях – 892,1 рубля (111,0 % к прошлому году); в организациях транспорта – 817,2 рубля (рост – 108,5%); сельского хозяйства – 637,4 рубля (рост – 112,1%); здравоохранения – 635,9 рубля (рост – 106,2%); в учреждениях образования – 508,9 рубля (рост – 107,2%).

Наибольший уровень среднемесячной заработной платы в январе–октябре 2017 года сложился в Солигорском, Минском районах и г. Жодино, где размер ее составляет от 912,1 рубля в г. Жодино и до 1165,4 рублей в Солигорском районе.

В отраслевом разрезе наиболее высокий уровень заработной платы за январь–октябрь 2017 года обеспечен в:

  • производство химических продуктов (1931,9 рубля);
  • информации и связи (1306,5 рубля);
  • горнодобывающей промышленности (1168,5 рубля);
  • металлургическом производстве (1233,0 рубля);
  • обрабатывающей промышленности (1053,3 рубля).

 Минимальная заработная плата — государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты 

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Размер минимальной заработной платы в качестве низшей границы оплаты труда работников является обязательным для всех нанимателей, с которыми работники состоят в трудовых отношениях, основанных на трудовом договоре (контракте), и не применяется в отношении лиц, с которыми заключены иные договоры.
Таким образом, минимальная заработная плата применяется как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда в организациях всех организационно-правовых форм, в том числе в общественных объединениях, товариществах собственников, гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах.

Месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции.

По информации Национального статистического комитета Республики Беларусь индекс потребительских цен за октябрь 2017 г. к сентябрю 2017 г. составил 101,2 процента.

Индекс потребительских цен за октябрь 2017 г. не превысил пятипроцентного порога к январю 2017 г. – месяцу пересмотра:

  • денежных доходов (заработной платы, государственных стипендий обучающимся, стипендий клиническим ординаторам, стипендий работникам, направленным на повышение квалификации, переподготовку, стажировку в очной (дневной) форме обучения в другой населенный пункт), получаемых из бюджетных источников;
  • заработной платы государственных служащих и приравненных к ним лиц; денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава; денежного довольствия военнослужащих срочной военной службы, суворовцев, воспитанников воинских частей, курсантов военных учебных заведений;
  • установленных от базовой величины пособий по безработице и стипендий гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета.

В связи с этим указанные виды доходов за октябрь 2017 г. не индексируются.

Минимальная заработная плата, установленная с 1 января 2017 г. в размере 265 рублей (постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2016 г. № 1080), за октябрь 2017 г. также не индексируется.

О порядке определения размера до минимальной заработной платы 

Письмом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.05.2011 г. № 03-03-14/2251п «О порядке определения размера доплаты до минимальной заработной платы» определен порядок определения доплаты до уровня минимальной заработной платы (месячной и часовой) (далее — МЗП), а также перечень выплат, которые не учитываются в составе начисленной заработной платы работников при ее исчислении. Заработная плата, начисленная работнику за работу в нормальных условиях, отработавшему норму продолжительности рабочего времени и выполнившему установленную ему норму труда, не может быть ниже соответствующего размера МЗП.

Месячная МЗП применяется в отношении работников, оплата труда (начисление заработной платы) которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов).

Часовая МЗП применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовой тарифной ставки (оклада), а также работающих в режиме неполного рабочего времени, по совместительству или не отработавших по уважительным причинам (болезнь, отпуск, выполнение государственных, общественных и воинских обязанностей и т.д.) установленную нанимателем норму продолжительности рабочего времени. В отношении работников, работающих в режиме суммированного учета рабочего времени, исходя из установленного нанимателем порядка начисления им заработной платы, применяется месячная или часовая МЗП. Определение размера доплаты до МЗП работникам, которым заработная плата начисляется на основе часовых тарифных ставок (окладов), производится путем сравнения суммы начисленной работнику заработной платы за фактически отработанное в расчетном периоде рабочее время с размером МЗП, рассчитанной исходя из часовой МЗП, установленной в соответствии с законодательством, и фактически отработанного рабочего времени.

В данном случае фактически отработанное рабочее время — это отработанное работником время согласно табелю использования рабочего времени (иного документа) без учета времени:

— работы в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, которые отработаны сверх установленной нанимателем нормы продолжительности рабочего времени;

— в течение которого нанимателем не обеспечены нормальные условия труда для выполнения норм труда, в том числе время, в течение которого не выполнены нормы выработки, допущен брак, простой не по вине работника (статья 89 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Если размер начисленной работнику заработной платы окажется ниже размера МЗП, действующего в период, за который производится начисление заработной платы, то наниматель обязан произвести доплату до ее соответствующего размера. При этом доплата до МЗП производится нанимателем ежемесячно.

Доплата до МЗП не производится, если в расчетном периоде работник не выполнил установленные нанимателем месячные или часовые нормы труда, в том числе без уважительной причины не отработал установленную норму рабочего времени (прогул, брак по вине работника и т.д.).
Все выплаты (надбавки, премии, вознаграждения по результатам работы за год, доплаты и др.) в составе начисленной работнику заработной платы, применяемой для определения размера доплаты до МЗП, включаются в полном объеме в заработок того месяца, на который они приходятся согласно лицевому счету работника.

В составе начисленной работнику заработной платы за расчетный период, применяемой для определения размера доплаты до МЗП, не учитываются следующие выплаты:

  1. Доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
  2. Заработная плата, начисленная при невыполнении норм выработки, браке и простое не по вине работника; за работу в день проведения республиканского субботника.
  3. Выплаты, не связанные с оплатой труда работников за выполненную работу (материальная помощь, вознаграждение, пособие, стоимость подарков и т.д.), предусмотренные законодательством, локальными нормативными правовыми актами, в том числе:

3.1. к отпуску, юбилейным датам, праздникам, торжественным событиям, на оздоровление, лечение, отдых, при выходе на пенсию;

3.2. по итогам соревнований, смотров-конкурсов, в том числе связанным с производственной деятельностью, за обеспечение подготовки и проведения фестивалей-ярмарок;

3.3. при рождении ребенка, по уходу за ребенком, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка, инвалидам, многодетным семьям;

3.4. работникам, имеющим детей-инвалидов, находящимся в отпуске по беременности и родам;

3.5. денежная помощь, ежемесячные доплаты к заработной плате молодым специалистам с высшим или средним специальным образованием.

4.Выплаты компенсирующего характера, включая выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, в    том числе:

4.1. оплата за работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, которые отработаны сверх установленной нанимателем нормы продолжительности рабочего времени;

4.2. надбавки и доплаты, установленные за работу в особых условиях труда (на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на территориях радиоактивного загрязнения, подземных работах и т.д.);

4.3. доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы, за разделение рабочего дня на части;

4.4. надбавки (компенсация) за подвижной и разъездной характер работ, производство работ вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие), выплачиваемые работникам в соответствии с законодательством;

4.5. за неиспользованный отпуск, на питание, и в том числе предоставляемое бесплатно, на проезд, приобретение методической литературы, предметных журналов и периодических изданий, в связи с переездом на работу в другую местность, по найму жилья.

  1. Оплата за неотработанное время, в течение которого законодательством, локальными нормативными правовыми актами предусмотрено сохранение среднего заработка, в том числе за:

5.1. время трудовых и социальных отпусков, свободных от работы дней;

5.2. время выполнения государственных, общественных, воинских обязанностей;

5.3. время нахождения на обследовании или осмотре в медицинских учреждениях, повышении квалификации, стажировке, переподготовке и профессиональной подготовке, сельскохозяйственных и других работах.

  1. Все выплаты и расходы, не отражаемые в составе фонда заработной платы, при заполнении форм государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, в том числе:

6.1. выходное пособие (компенсация), выплачиваемое в случаях прекращения трудового договора (контракта);

6.2. пособия и другие выплаты за счет средств государственного социального страхования; страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

6.3. командировочные расходы в пределах и сверх норм, установленных законодательством;

6.4. стоимость выданной форменной одежды, обмундирования, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания или возмещение затрат работникам на приобретение и содержание форменной одежды, обмундирования, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной зашиты;

6.5. возмещение вреда, определяемое судом;

6.6. авторские вознаграждения, выплачиваемые по договорам на создание и использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения авторам открытий, изобретений, промышленных образцов и т.п.;

6.7. оплата абонементов в группы здоровья, занятий в секциях, клубах, услуг связи, культурно-зрелищные и спортивные мероприятия, подписки на газеты и журналы для личного пользования, возмещение платы родителей за содержание детей в учреждениях дошкольного образования;

6.8. в связи со смертью близких родственников, стихийным бедствием, пожаром, увечьем, тяжелой болезнью и другими семейными обстоятельствами;

6.9. предоставленные субсидии на строительство (реконструкцию жилых помещений), приобретение жилья, обзаведение домашним хозяйством;

6.10. доходы от участия работников в собственности организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям, акциям и т.д.);

6.11. в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей (затрат за использование принадлежащих работникам транспортных средств, оборудования, инструментов и другого имущества для нужд организации);

6.12. страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу работников.

Индексация заработной платы и других доходов населения с учетом инфляции 

Индексация заработной платы и других доходов населения – это корректировка с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.

В республике предусмотрены 2 вида индексации доходов населения:

— ежемесячная индексация доходов, начисляемых за счет бюджетных источников (пособий, стипендий, заработной платы, денежного довольствия);

— индексация доходов (заработной платы, пенсий, стипендий и пособий) в случае несвоевременной их выплаты.

В состав доходов для осуществления второго вида индексации включаются суммы индексации первого вида.

Порядок осуществления, указанных видов индексации доходов населения регламентируется Инструкцией о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 57.

Доходы населения индексируются за счет источников, из которых производятся соответствующие выплаты, подлежащие индексации.

Индексация доходов в случае несвоевременной их выплаты

Индексация несвоевременно выплаченных доходов предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 30 августа 1996 г. № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий». Она обязательна для всех нанимателей – юридических лиц.

Индексация направлена на компенсацию инфляционных потерь, возникающих с момента задержки до момента фактической выплаты, и производится при задержке выплаты на один календарный месяц и более по сравнению со сроком, установленным законодательством, локальным нормативным правовым актом нанимателя, трудовым договором (контрактом) с работником. Не индексируются суммы, своевременно не востребованные получателем.

Индексации подлежит вся сумма несвоевременно выплаченных доходов за каждый месяц в отдельности путем их корректировки на индекс потребительских цен, рассчитанный нарастающим итогом за период задержки.

Индексация выплачивается за счет тех источников, за счет которых выплачивается индексируемый доход.

Дифференцированные доплаты работникам бюджетных организаций

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» от 24 августа 2017 г. № 642 с 1 сентября 2017 г. устанавливается тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате к работникам бюджетных организаций в размере 33 рубля.

С 1 декабря 2017 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2017 г. № 863 «О повышении тарифных окладов (ставок) отдельным категориям работников» (далее – постановление № 863).

Данным документом предусмотрены меры материальной поддержки и стимулирования отдельных работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее — бюджетные организации).

  1. Подпунктом 1.1 пункта 1 постановления № 863 установлено повышение тарифных окладов (ставок) работникам учреждений социального обслуживания и работникам культурно-просветительных учреждений, трудовые функции которых соответствуют основному виду деятельности этих учреждений, на 25 процентов, взамен ранее действующего – на 15 процентов и предусмотренного в подпунктах 1.5 и 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 1267 (далее – постановление № 1267).

Перечень должностей работников учреждений социального обслуживания, трудовые функции которых соответствуют основному виду деятельности этих учреждений, утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 сентября 2010 г. № 128 «Об определении перечня должностей работников учреждений социального обслуживания, трудовые функции которых соответствуют основному виду деятельности этих учреждений» (далее – перечень № 128).

Следует иметь в виду, что на работников учреждений социального обслуживания, занимающих должности воспитателей и врачей, повышение тарифных окладов, предусмотренное постановлением № 863, не распространяется, поскольку для них предусмотрено аналогичное повышение пунктами 1.3 и 1.4 пункта 1 постановления № 1267.

Перечень должностей работников культурно-просветительных учреждений, трудовые функции которых соответствуют основному виду деятельности этих учреждений, утвержден постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 29 сентября 2010 г. № 36 «Об определении перечня должностей работников культурно-просветительных учреждений, трудовые функции которых соответствуют основному виду деятельности данных учреждений».

В соответствии с пунктом 6 статьи 51 Кодекса Республики Беларусь о культуре к культурно-просветительным организациям относятся организации культуры, которые обеспечивают гражданам доступ к культурным ценностям, находящимся в фондах этих организаций, или создают условия для занятия народным и художественным творчеством, самообразованием, а также для культурного развития (например, музеи, библиотеки, клубы, иные типы учреждений, осуществляющие указанную культурную деятельность).

Согласно законодательству культурно-просветительные организации могут создаваться как в виде организаций (учреждений), так и в виде структурных подразделений юридического лица.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 постановления № 863 кроме работников культурно-просветительных учреждений также повышаются тарифные оклады (ставки) работникам структурных подразделений бюджетных организаций, работа в которых соответствует характеру работы культурно-просветительного учреждения.

Например:

специалистам (главным специалистам) структурных подразделений, наименования базовых должностей которых содержатся в таблице 1 приложения 8 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 (далее – постановление № 6): библиотекарь библиотеки общеобразовательной школы (вуза, воинской части); хормейстера хора студентов; режиссера непрофессионального театрального коллектива, имеющего наименование «народный» и т.д.;

руководителям (заместителям руководителей) структурных подразделений, наименования должностей которых однозначно указывают на характер деятельности структурного подразделения (заведующий библиотекой, заведующий клубом, художественный руководитель клуба, заведующий музеем и т.д.) вне зависимости от наличия в подчинении работников.

Справочно: квалификационные характеристики должностей указанных работников, как правило, включены в раздел «Квалификационные характеристики должностей служащих культурно-просветительных учреждений» 30 выпуска Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в культуре и искусстве», утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 декабря 2001 г. № 25.

  1. Подпунктом 1.2 пункта 1 постановления № 863 изменен диапазон корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников, тарифицируемых 1-27 разрядами, с 3,50-1,00 на 4,18-1,00.

Во исполнение пункта 3 постановления № 863 Министерством труда и социальной защиты принято постановление от 27 ноября 2017 г. № 78, согласно которому установлены конкретные размеры корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетных организаций.

Корректирующие коэффициенты участвуют в формировании тарифных ставок (окладов) всех работников бюджетных организаций, в том числе работников, обеспечивающих деятельность и техническое обслуживание государственных органов, и иных работников государственных органов, кроме государственных служащих.

  1. Согласно пункту 2 постановления № 863 признаются утратившими силу ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь и структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, которые приведены в приложении к постановлению № 863.

В результате отменены следующие нормы:

повышение тарифных ставок (окладов) на 15 процентов работникам социального обслуживания и культурно-просветительных учреждений (подпункты 1.5 и 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 1267);

диапазон корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетных организаций, тарифицируемых 1-27 разрядами в размере 3,50-1,00 (постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 1230 и от 29 марта 2013 г. № 226);

ежемесячные дифференцированные доплаты к заработной плате работников бюджетных организаций, тарифицируемых 1-14 разрядами в размерах 8,6-5,7 рубля (подпункт 1.2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2016 г. № 1115).

Обращаем внимание на то, что:

постановление № 863 распространяется на поименованные в нем категории работников бюджетных организаций, в том числе на тех работников, оплата труда которых осуществляется за счет приносящей доходы деятельности;

при установлении повышений тарифных ставок (окладов) по основаниям, предусмотренным постановлением № 863, другие повышения тарифных ставок (окладов), установленные в соответствии законодательством, не отменяются;

тарифные ставки (оклады) рассчитываются согласно подпункту 1.2 пункта 1 приложения 1 к постановлению № 6;

размеры повышений, установленных постановлением № 863, определяются от тарифных окладов (ставок) в порядке, предусмотренном в пункте 4 приложения 1 к постановлению № 6.

Применение в коммерческих организациях гибких систем оплаты труда

Ранее, основой для разработки системы оплаты труда работников в бюджетных и коммерческих организациях, в том числе индивидуальных предпринимателей, являлась Едина тарифная сетка Республики Беларусь (далее – ЕТС).

Необходимость исключения излишнего регулирования рынка труда определена положениями Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

В целях реализации ее положений принят Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 года № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда», главной новацией которого является придание рекомендательного характера применению ЕТС.

В соответствии с нормами Указа № 181 субъектам предпринимательской деятельности с 1 июня 2011 года предоставлено право самостоятельно принимать решение о выборе любой системы оплаты труда работников, как с применением ЕТС, так и без ее применения.

Необходимые действующие нормативные правовые акты, при введении гибких систем оплаты труда

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК РБ).

Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений и укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»

Государственное регулирование в сфере оплаты труда в настоящее время заключается в утверждении нормативных правовых актов рекомендательного характера, обеспечивающих методологическую основу для применения в организациях гибких систем оплаты труда.

 Методологическая основа для применения в организациях гибких систем оплаты труда

Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях (постановление Министерства труда и соцзащиты от 21 октября 2011 г. № 104).

Рекомендации по созданию системы материального и морального стимулирования за выпуск продукции, пользующейся спросом на внешних рынках (постановление Министерства труда и социальной защиты от 28 февраля 2012 г. № 30).

Рекомендации о моральном и материальном стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов (постановление Министерства труда и социальной защиты и Госстандарта от 22 февраля 2012 г. № 27/13) и другие.

Таким образом, в настоящее время законодательством для субъектов предпринимательской деятельности в области оплаты труда сняты практически все ограничения, предоставлены широкие возможности в применении различных систем оплаты труда, в  том числе и с использованием зарубежного опыта.

По результатам мониторинга на 1 октября 2017 года в 2 683 организациях области применяются гибкие системы оплаты труда, в том числе оплату труда на основе «плавающих окладов» применяют 224 организации области; тарифную сетку, разработанную и утвержденную в организации — 1557 организаций; комиссионную систему – 501 организаций, на основе грейдов – 16 и другие системы оплаты труда — 412.

 


Thanks: Lifestar