Оплата труда

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Минской области за январь 2020 г. составила 1109,4 руб. и увеличилась по сравнению с январем 2019 г. на 20,3 %.

Реальная заработная плата работников области за январь 2020 г. по сравнению с соответствующим периодом 2019 г. выросла на 7,1 %.

В организациях бюджетной сферы среднемесячная заработная плата в январе 2020 г. сложилась на уровне 880,2 руб., или 120,3 % к январю прошлого года.

В отраслевом разрезе среднемесячная заработная плата за январь 2020 г. составила: в промышленности 1333,4 руб., рост к соответствующему периоду 2019 г. – 105,1%; в строительных организациях – 1244,9 руб. (рост – 112,9 %); в организациях транспорта – 1120,1 руб. (рост – 107,9 %); сельского хозяйства – 851,4 руб. (рост – 120,2 %); в учреждениях здравоохранения – 988,2 руб. (рост – 127,6 %);  в учреждениях образования – 770,0 руб. (рост – 116,3 %).

Наибольший уровень среднемесячной заработной платы в январе 2020 г. сложился в Солигорском, Минском, Дзержинском районах, где размер ее составляет от 1198,4 руб. в Дзержинском и до 1537,9 руб. в Солигорском районе, наименьший – в Березинском (819,9 руб.) и Воложинском (830,8 руб.) районах.

Минимальная заработная плата — государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Размер минимальной заработной платы в качестве низшей границы оплаты труда работников является обязательным для всех нанимателей, с которыми работники состоят в трудовых отношениях, основанных на трудовом договоре (контракте), и не применяется в отношении лиц, с которыми заключены иные договоры.

Таким образом, минимальная заработная плата применяется как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда в организациях всех организационно-правовых форм, в том числе в общественных объединениях, товариществах собственников, гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах.

Месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции.

Минимальная заработная плата с 1 января 2020 года составляет 375 рублей (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2019 № 582).

 

О порядке определения размера до минимальной заработной платы 

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 июля 2014 г. № 68 «Об установлении перечня выплат» определяется перечень компенсирующих выплат, не связанных с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных правовых актов и трудового договора, не учитываемых в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). Заработная плата, начисленная работнику за работу в нормальных условиях, отработавшему норму продолжительности рабочего времени и выполнившему установленную ему норму труда, не может быть ниже соответствующего размера МЗП.

Месячная МЗП применяется в отношении работников, оплата труда (начисление заработной платы) которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов).

Часовая МЗП применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовой тарифной ставки (оклада), а также работающих в режиме неполного рабочего времени, по совместительству или не отработавших по уважительным причинам (болезнь, отпуск, выполнение государственных, общественных и воинских обязанностей и т.д.) установленную нанимателем норму продолжительности рабочего времени. В отношении работников, работающих в режиме суммированного учета рабочего времени, исходя из установленного нанимателем порядка начисления им заработной платы, применяется месячная или часовая МЗП. Определение размера доплаты до МЗП работникам, которым заработная плата начисляется на основе часовых тарифных ставок (окладов), производится путем сравнения суммы начисленной работнику заработной платы за фактически отработанное в расчетном периоде рабочее время с размером МЗП, рассчитанной исходя из часовой МЗП, установленной в соответствии с законодательством, и фактически отработанного рабочего времени.

В данном случае фактически отработанное рабочее время — это отработанное работником время согласно табелю использования рабочего времени (иного документа) без учета времени:

— работы в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, которые отработаны сверх установленной нанимателем нормы продолжительности рабочего времени;

— в течение которого нанимателем не обеспечены нормальные условия труда для выполнения норм труда, в том числе время, в течение которого не выполнены нормы выработки, допущен брак, простой не по вине работника (статья 89 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Если размер начисленной работнику заработной платы окажется ниже размера МЗП, действующего в период, за который производится начисление заработной платы, то наниматель обязан произвести доплату до ее соответствующего размера. При этом доплата до МЗП производится нанимателем ежемесячно.

Доплата до МЗП не производится, если в расчетном периоде работник не выполнил установленные нанимателем месячные или часовые нормы труда, в том числе без уважительной причины не отработал установленную норму рабочего времени (прогул, брак по вине работника ит.д.).

Все выплаты (надбавки, премии, вознаграждения по результатам работы за год, доплаты и др.) в составе начисленной работнику заработной платы, применяемой для определения размера доплаты до МЗП, включаются в полном объеме в заработок того месяца, на который они приходятся согласно лицевому счету работника.

В составе начисленной работнику заработной платы за расчетный период, применяемой для определения размера доплаты до МЗП, не учитываются следующие выплаты:

1.Доплаты за совмещение должностей служащих (профессий рабочих), расширение зон обслуживания (увеличение объема работы), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, должностной (рабочей) инструкцией.

  1. Доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, и выходные дни.
  2. Доплаты за работу в особых условиях труда (на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС).
  3. Доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы.
  4. Доплаты за разделение рабочего дня (смены) на части.
  5. Доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой).
  6. Компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в главе 9 Трудового кодекса Республики Беларусь.
  7. Компенсации работникам, работающим в зоне эвакуации (отчуждения).
  8. Компенсации за неиспользованный трудовой отпуск.
  9. Компенсирующие выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, предусмотренные в локальных правовых актах, принятых в установленном порядке, и трудовых договорах.
  10. Выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных правовых актов и трудового договора, в том числе:

11.1. к отпуску, на оздоровление (лечение, отдых);

11.2. к юбилейным датам, праздникам, торжественным событиям;

11.3. при выходе на пенсию;

11.4. при рождении ребенка, по уходу за ребенком, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка;

11.5. в связи со смертью близких родственников, с постигшим стихийным бедствием, пожаром и другими семейными обстоятельствами;

11.6. на питание, проезд, по найму жилого помещения;

11.7. на приобретение учебной и методической литературы;

11.8. отдельным категориям работников, в том числе:

11.8.1. инвалидам, многодетным семьям, работникам, имеющим детей-инвалидов;

11.8.2. молодым специалистам в соответствии с законодательством.

Индексация заработной платы и других доходов населения с учетом инфляции 

Индексация заработной платы и других доходов населения – это корректировка с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.

В республике предусмотрены 2 вида индексации доходов населения:

— ежемесячная индексация доходов, начисляемых за счет бюджетных источников (пособий, стипендий, заработной платы, денежного довольствия);

— индексация доходов (заработной платы, пенсий, стипендий и пособий) в случае несвоевременной их выплаты.

В состав доходов для осуществления второго вида индексации включаются суммы индексации первого вида.

Порядок осуществления, указанных видов индексации доходов населения регламентируется Инструкцией о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 57.

Доходы населения индексируются за счет источников, из которых производятся соответствующие выплаты, подлежащие индексации.

Индексация доходов в случае несвоевременной их выплаты

Индексация несвоевременно выплаченных доходов предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 30 августа 1996 г. № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий». Она обязательна для всех нанимателей – юридических лиц.

Индексация направлена на компенсацию инфляционных потерь, возникающих с момента задержки до момента фактической выплаты, и производится при задержке выплаты на один календарный месяц и более по сравнению со сроком, установленным законодательством, локальным нормативным правовым актом нанимателя, трудовым договором (контрактом) с работником. Не индексируются суммы, своевременно не востребованные получателем.

Индексации подлежит вся сумма несвоевременно выплаченных доходов за каждый месяц в отдельности путем их корректировки на индекс потребительских цен, рассчитанный нарастающим итогом за период задержки.

Индексация выплачивается за счет тех источников, за счет которых выплачивается индексируемый доход.

Оплата труда работникам бюджетных организаций

С 1 января 2020 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» изменилась система оплаты труда работников бюджетной сферы.

В соответствии с Указом с 1 января 2020 года:

  1. Вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь вводится 18-разрядная тарифная сетка для определения размеров оплаты труда работников бюджетных организаций (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2019 г. № 138).
  2. Изменяется величина, используемая при исчислении окладов работников бюджетных организаций. Вводится базовая ставка, размер которой будет утверждаться с 1 января календарного года (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2019 г. № 862 утверждена базовая ставка в размере 185 рублей).
  3. Упрощается структура заработной платы работников бюджетных организаций.

Заработная плата работников бюджетных организаций состоит из:

оклада;

стимулирующих (надбавки, премии) выплат;

компенсирующих (доплаты) выплат.

Размер указанных выплат определяется от оклада или от базовой ставки.

Различного вида коэффициенты и повышения из состава заработной платы исключены. Количество надбавок и доплат будет максимально сокращено.

При этом в централизованном порядке работникам устанавливаются следующие выплаты:

  • надбавка за стаж работы в бюджетных организациях в следующих размерах от базовой ставки при стаже работы:

до 5 лет – 10 процентов;

от 5 до 10 лет – 15 процентов;

от 10 до 15 лет – 20 процентов;

от 15 лет и выше – 30 процентов.

  • премия, на выплату которой будут направляться средства, предусматриваемые в бюджете, в размере 5 процентов от суммы окладов работников;
  • единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада работника (если иной размер не установлен законодательными актами или Правительством);
  • материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями, на выплату которой будут направляться средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников.

При этом конкретные размеры, а также порядок и условия выплаты премий, единовременной выплаты на оздоровление и материальной помощи будут определяться положениями, утверждаемыми руководителями бюджетных организаций;

  • надбавки и доплаты, предусмотренные законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (например, надбавка за работу на условиях контрактной формы найма, доплаты ученую степень и ученое звание, за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные, выходные дни, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и др.).
  1. Расширяются права руководителей государственных органов и бюджетных организаций по установлению надбавок и доплат работникам.

Указанные выплаты будут устанавливаться дополнительно к централизованным выплатам с учетом отраслевой специфики и результатов труда в пределах средств, выделенных из бюджета на оплату труда работников, а также средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных источников, не запрещенных законодательством.

Таким образом, Указом четко разграничиваются полномочия Правительства, государственных органов и бюджетных организаций в области оплаты труда.

Так Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования» определены: тарифные разряды по должностям педагогических работников и служащих, занятых в образовании, бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций; перечень стимулирующих и компенсирующих выплат.

Министерством здравоохранения Республики Беларусь принято постановление от 13.06.2019 № 52 «Об оплате труда медицинских и фармацевтических работников, а также служащих, занятых в здравоохранении и фармацевтической деятельностью» и постановление от 13 июня 2019 г. № 53 «О стимулирующих и компенсирующих выплатах работникам бюджетных организаций».

Министерством культуры Республики Беларусь от 13 июня 2019 г. № 32 «Об оплате труда работников в сфере культуры» разработаны тарифные разряды по должностям работников культуры бюджетных организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также перечень стимулирующих и компенсирующих выплат.

Министерством юстиции Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 99 «О некоторых вопросах оплаты труда работников в сфере архивного дела» определены тарифные разряды, а также перечень и размеры стимулирующих выплат работникам государственных архивных учреждений и территориальных (городских или районных) архивов.

Министерством информации Республики Беларусь принято постановление от 18 июня 2019 г. № 2 «Об оплате труда работников бюджетных организаций, занимающих должности, относящиеся к сфере деятельности Министерства информации».

Министерством спорта и туризма Республики Беларусь принято постановление от 24 июля 2019 г. № 33 «Об оплате труда работников в сфере физической культуры, спорта и туризма».

Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 23 «Об оплате труда работников» разработаны тарифные разряды по должностям служащих, занятых в предоставлении социальных услуг, а также перечни стимулирующих и компенсирующих выплат.

При этом Указом определено, что при введении новой системы оплаты труда с 1 января 2020 года не допускается снижение размеров начисленной заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций, действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.

Изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь

С 28 января 2020 года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь.

Новацией является включение в Трудовой кодекс новой главы, которая регулирует отношения работника и нанимателя при выполнении дистанционной работы.

Применение этой формы трудовых отношений стало возможным благодаря развитию информационных технологий. Дистанционная работа удобна для обеих сторон трудовых отношений. Нанимателю не нужно оборудовать рабочее место, а сотрудник может выполнять работу в любом месте, где ему удобно.

Закрепляются дополнительные социально-трудовые гарантии. Это, например, предоставление отцам по их желанию отпуска (до 14 календарных дней) при рождении в семье ребенка.

С целью обеспечения трудовых прав работников закон предусматривает, что по соглашению сторон 5-летний контракт с работником, не допускающим нарушений дисциплины, будет продлеваться до истечения максимального срока его действия. А новый контракт с таким работником будет заключаться на срок не менее трех лет. На меньшие сроки контракты будут продлеваться и заключаться новые только с письменного согласия работника.

Кроме того, в Трудовом кодексе закреплены нормы, предусматривающие‚ что материальная ответственность будет наступать одинаково и для тех, кто работает по контракту, и для тех, кто по трудовому договору, только за умышленное причинение имущественного вреда.

 

Применение в коммерческих организациях гибких систем оплаты труда

Необходимость исключения излишнего регулирования рынка труда определена положениями Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

В целях реализации ее положений принят Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 года № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда», главной новацией которого является придание рекомендательного характера применению ЕТС.

В соответствии с нормами Указа № 181 субъектам предпринимательской деятельности с 1 июня 2011 года предоставлено право самостоятельно принимать решение о выборе любой системы оплаты труда работников, как с применением ЕТС, так и без ее применения.

Необходимые действующие нормативные правовые акты, при введении гибких систем оплаты труда

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК РБ).

Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений и укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»

Государственное регулирование в сфере оплаты труда в настоящее время заключается в утверждении нормативных правовых актов рекомендательного характера, обеспечивающих методологическую основу для применения в организациях гибких систем оплаты труда.

Методологическая основа для применения в организациях гибких систем оплаты труда

Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях (постановление Министерства труда и соцзащиты от 21 октября 2011 г. № 104).

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. № 67 «Об утверждении рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения».

Таким образом, в настоящее время законодательством для субъектов предпринимательской деятельности в области оплаты труда сняты практически все ограничения, предоставлены широкие возможности в применении различных систем оплаты труда, в  том числе и с использованием зарубежного опыта.


Thanks: Lifestar